Старинное
ирландское кружево по своей красоте и сложности исполнения находится на
грани виртуозного ремесла, и даже искусства. Но дабы не напугать
новичков и рукодельниц широкого круга, сразу оговорюсь, что здесь речь
пойдет скорее о технике вязания в стиле ирландского кружева, а точнее о
технике наборного кружева, которое часто называют «ирландское кружево».
Суть данной техники в том, что полотно собирается из отдельно связанных мотивов (чаще всего растительного характера), соединенных в единую композицию.
Считается, что выполнение изделия в данной технике под силу опытным
вязальщицам, но я не могу с этим согласиться. Например, многие без
труда смогут связать листочек или цветочек, а соединение всех элементов
в полотно это только вопрос терпения. И если оно у вас есть, то надо
обязательно попробовать! Надо сказать, что полученный результат всегда
превосходит все затраченные усилия и ради такой красоты стоит
постараться. Судите сами.(1-4)
В ирландском кружеве существует несколько способов соединения мотивов
между собой. При сборке одного изделия часто мастерицами используются
разные способы
1.Самый простой, на первый взгляд, это когда элементы привязываются один к другому в ходе работы.
Нужно связать один мотив и во время вывязывания последнего ряда второго
мотива присоединять его к первому. Можно связать несколько крупных
мотивов и соединять их в процессе вязания более мелкого. Собрать таким
образом все полотно будет довольно проблематично, ведь надо заранее
«продумать» все места соединения, но этот способ сборки хорошо
подходит в случае, когда собираются небольшие композиции в полотне
состоящие из мелких, однородных мотивов.(5-10)
Если
вы не уверены в своей терпеливости и сомневаетесь в том, что довершите
задуманное с мелкими мотивами, попробуйте вязать крупные мотивы. (11-14)
2. Самый распространенный способ, используемый в наборном кружеве, это когда мотивы соединят при помощи сетки.
Выглядит это примерно так: выкладывается композиция из мотивов, а
пустоты между ними заполняются сеткой, при вязании которой именно и
соединяются мотивы в полотно. Из-за того, что эти самые «пустоты»
всегда неоднозначной формы, их трудно заполнять привычной регулярной
сеткой: филейной сеткой или сеткой соты. Поэтому, несмотря на то, что
сетка может быть самая разная, удобнее всего использовать, так
называемую, нерегулярную сетку, которая вяжется произвольно в различных
направлениях с неодинаковыми ячейками и которая как бы обтекает мотивы.
(15-18).
3. Если второй способ кажется вам слишком трудоемким, то можно поступить проще: сначала связать сетку основы, а за тем на нее по узору нашить мотивы кружева. Можно за основу взять не сетку, а, например, ажурное полотно, связанное крючком.(19-23)
4. Совсем уж простой способ. В качестве основы можно использоватьхлопчатобумажную тюль,
на которую потом и пришивать по рисунку элементы кружева. А если
элементы выполнены из тонкой нити тонким крючком, то можно использовать
в качестве сетки тонкую нейлоновую тюль.
5. Кроме всего прочего мотивы можно сшивать иголкой,
многие мастерицы его используют и часто в том случае, когда полотно
состоит из плотно прилегающих друг к другу мотивов с минимальными
просветами. В качестве сшивной нити удобно использовать предварительно
оставленный (не заправленный ) кончик от мотива, естественно при этом
он должен быть достаточной длинны для того, чтобы заправить в него
иголку и прошить небольшой участок.
6. Соединять мотивы можно также и с помощью так называемых брид – стежков из нитей, которые затем обшиваются швом «ришелье» или сама сетка выполняется по принципу игольного кружева. (24-30а).
Мотивы ирландского вязания могут быть использованы как накладные украшения или как аппликация на ткани или трикотаже.(31-33).
Если
вязания всего изделия в технике ирландского кружева кажется вам слишком
трудоемким, начните, как говориться, с малого. Отделка юбки, джемпера
или платья вставками из полосок ирландского кружева сделает любую вещь
неповторимой и изысканной.(34-37).
А настоящее ирландское кружево выглядит примерно так. Согласитесь, впечатляет.(38-41).
Итак, с чего же начать?
Важно, во-первых, со всей серьезностью отнестись к выкройке,
выстроенной по всем швейным правилам со всеми полагающимися вытачками.
Если вы не профессиональный портной и сами построили выкройку и (или
воспользовались предложенными выкройками из швейных журналов), то
рекомендуется раскроить детали на недорогой ткани, сшить их и подогнать
по своей фигуре, добившись идеального прилегания. Потом детали вновь
распороть и по ним построить новые детали с уже внесенными
коррективами. Поверьте, эта, может быть и непростая манипуляция,
поможет вам избежать многих неприятных сюрпризов в дальнейшем, ведь
корректировать связанное полотно намного сложнее. Итак, мы имеем нашу
идеальную выкройку, предпочтительнее всего из плотного картона. Один из
способов сборки - деталь изделия фиксируем на какой-нибудь мягкой
поверхности, чтобы в нее можно было втыкать булавочки. Для этой цели
можно приспособить, например, кусок доски, затем обтянуть ее поролоном
и сверху тканью. Далее всю выкройку заполняем мотивами, которые
частично уже могут быть собраны в отдельные композиции. Не стоит вязать
сразу много мотивов (если конечно вы не повторяете какое-то изделие),
лучше связать несколько и подобрать удачное их сочетание. Пожалуй, этот
момент самый сложный в ирландском вязании, ибо это и есть творчество. Но зато и самый интересный. Остальные мотивы вяжутся уже в контексте задуманной идеи. (42-45)
Если
прикалывать мотивы на бумажную выкройку не совсем удобно, можно мотивы
пришивать на ткань (на которой нанесены контуры выкройки). Можно
фиксировать мотивы и с помощью скотча. Многие мастерицы крепят мотивы
лицом вниз из-за того, что их так удобнее сшивать и соединять сеткой.
Можно собирать полотно из небольших участков- композиций, собранных
отдельно «на коленке» (в данном случае мотивы ни к чему не крепятся), и
только затем соединять их в одно целое, например, спинку или полочку.
Кстати сшивать нужно как можно незаметнее - это самое основное правило.
Таким образом, заполняется все пространство выкройки. При этом
наверняка имеются прогалинки, незаполненные участки между мотивами,
которые и заполняются сеткой. Когда одна деталь выкройки готова,
приступаем к другой. Чтобы при сборке изделия в местах боковых и
плечевых швов создавалось впечатление целостности кружевного полотна, а
сам шов был невидимым, необходимо заранее продумывать места соединения
полотен. Например, если какой цветочек-листочек вдруг вылезает за
границу, скажем полочки, ну и прекрасно! Тогда спинку надо делать уже с
учетом этого полу-цветочка листочка, который начинается на полочке, а
заканчивается на спинке.
Надо
сказать, что часто наибольшие вопросы и затруднения в процессе работы,
особенно у новичков, вызывает сетка. Как уже отмечалось выше, сетка
бывает «правильная», т.е. регулярная (используется в основном при обвязке графических мотивов или мотивов одинаковых размеров), и «неправильная», т.е. нерегулярная
(применяется при заполнении разных по размерам, объему мотивов и
сложных элементов). Нерегулярная сетка вяжется произвольно в различных
направлениях, поэтому у нее нет ни лицевой, ни изнаночной стороны.(46)
Нет
однозначных приемов использования сетки. Одни мастерицы вяжут ее
отдельно под мотивы, а потом пришивают ее к ним. Другие ее вывязывают
непосредственно при соединении мотивов. Не бойтесь пробовать и экспериментировать.
Наверняка, в процессе работы у Вас появиться свой универсальный способ
соединения мотивов и использования сетки. Что касается ниток, то для
сетки рекомендуют использовать нить немного тоньше, чем нить, из
которой связаны мотивы. Чтобы сетка не была рыхлой, вязать ее нужно
потуже, а чтобы элементы не терялись на сетке и смотрелись контрастней,
их можно обвязывать «рачьим шагом». При обвязке мотивов сеткой не
обязательно каждый раз рвать нить, перейти к следующему мотиву можно
аккуратно по изнанке. В одном изделии можно применить
несколько вариантов сетки, а соединять мотивы – разными способами,
главное, чтобы это все смотрелось гармонично.(47-48)
|
|
Помимо сетки в вязании можно использовать вязаные шнуры и тесьму, которые вяжутся нужной длинны и используются в зависимости от фантазии.(49-51).
В ирландском вязании часто для придания элементам рельефности используют прием, который называется вязание на бурдоне.
Бурдон - одна толстая или несколько тонких нитей. Бурдон проходит
внутри вязания и является основой для обвязки столбиком без накида. Его
то закладывают внутрь вязания для утолщения, то, наоборот, откладывают
в сторону для более тонкого вязания.(52)
Еще
одна деталь. Профессионалы рекомендуют в процессе сборки изделия
мотивы, собранные в композиции, немного увлажнить и слегка отпарить (но
не отглаживать!) до того, как будет собрано все полотно. Ведь если
мотивы в результате этой процедуры немного сядут, Вам придется делать
довязку, которая часто нарушает гармонию кружевного рисунка.
Несколько элементов ирландского кружева (53-65)
В качестве иллюстрации использовались работы известных мастеров: Мирославы Горохович, Антонины Кузнецовой и др. мастериц.
На этом все.
Вяжите для души и с душой!
Успехов и удачи!
Автор: Савельева Антонина
http://www.mirvyazaniya.ru/
|