Сжатые кулачки нужно нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью.
Для массажа можно использовать разные ворсовые щетки, мягкой щеткой -
по наружному краю кулочка - от пальцев к запястью, жесткой (зубной) -
по подушечкам пальцев.
Для малыша 1-2 месяцев упражнение можно делать каждый день по 3 раза 10-20 секунд (4-6 движений).
С 1-2 до 3-5 месяцев расслабленную ручку малыша взять за середину
предплечья и плавно поднимать вверх, слегка потрясти и медленно
опускать на лицо (глаза, рот). Если при приближении рук к губами
появляются сосательные движения, можно удержать ручки около губ,
провоцируя этим самостоятельный захват ручек губами.
После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают шаровидные или
круглые предметы, противопоставляя большой палец всем остальным, малышу
помогают удерживать предмет, поднять к лицу, покрутить. Очень полезно
вкладывать предметы в обе ручки одновременно (одинаковые - 2 шарика,
разные - шарик и колечко).
С 3 месяцев надо развивать умение брать висящую игрушку или из рук взрослого.
Если ребенок не протягивает ручки к погремушке, нужно погладить руку
сначала стыльной стороны, затем со стороны ладони. Помогите ребенку
достать одной рукой другую руку, рукой ногу. Можно использовать
погремушки-браслеты, яркие носочки и т.д.
С 5 месяцев нужно показать ребенку, как брать игрушку с разных сторон:
сверху, сбоку, снизу. Предлагайте игрушки различной формы из разных
материалов (губки, колокольчики, шарики, кубики, прищепки, кусочки
ткани), сейчас продаются наборы сенсорных шарикрв и игрушек с
различными поверхностями. Побуждайте ребенка давать Вам ручку,
протягивайте ему свои руки, поглаживая ладошки повторяйте: "Дай ручку".
С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в
отдельности, разминание от коньчиков к основанию. Можно слегка
постукивать пальчики по подушечкам и продолжать использовать разные
щетки и материалы для массажа.
С 7 месяцев показывайте различные действия с предметами: как толкать
мяч, стучать предметом о предмет, переворачивать коробки, снимать
крышки, класть предметы в емкость и т.д.
С 9 месяцев можно сопряженно учить:
- катать машинку, мячик
- открывать/закрывать коробки, кастрюли
- покачать, покормить куклу
- положить предмет на предмет (кубики), снять
- поиграть в "Ладушки", "Сороку-белобоку"
- вынуть-вкладывать предметы
- нанизывать кольца на стержень
К году перед массажем кисти можно использовать криомассаж (с
использованием льда и горячей воды). Этот метод снижает тонус и
расслабляет мышцы. Противопоказания - острые воспалительные
заболевания. Нужно взять две мисочки: в одну налить максимально теплую,
но приятную для ребенка воду, в другую положите ледяные кубики.
Попеременно играть ручками то в одной мисочке 5 -30 секунд, то вдругой,
обязательно комментировать, через 1 минуту игры ребенок будет знать где
холодно, где тепло. Максимальная продолжительность игры 5-7 минут. В
конце руки вымвть в теплой воде и вытереть полотенцем.
Проведите курс из 15 - 20 криомассажей.
После такого массажа самое благоприятное время для выполнения любыех
заданий на развитие мелкой моторики (лепка, игры с пальцами, игры с
крупной мозайкой, игры на развитие пальцевого хвата и т.д.) Игры с
пипетками, прищепками, сыпучими предметами, маленикими шариками. Игры с
пипеткой очень хорошо развивают щипковый хват. Способность
перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус помогут игры с
прищепками. Нужно купить яркие прищепки и из разных материалов (фанера,
картон, плотная ткань и др.) сделать основы для создания шедевров.
Например, если прищепки вешать на желтый круг, получится солнце. Если
на полукруг с носиком и глазком - ёжик. Зайчику - уши. Кактусу, ёлке -
колючки. Фантазируйте. Ребенок развивает моторику и учится дополнять
образ (собирать гештальт), развивается гнозис и праксис.
Можно использовать игры с мозайкой, манипуляции с мелкими предметами
(крупами).Тренировать нужно все пальцы на сжатие, растяжение,
расслабление. Не следует делать акцент только на большом, среднем и
указательном пальцах - это может привести к увеличению тонуса.
Очень важно заниматься систематично, последовательно (правая рука,
левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.
Автор: Богорад Полина(Портал киевских мам)
|