Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Веселые петельки


Четверг, 21.11.2024, 20:57
Главная » Файлы » Для родителей » В помощь родителям

Гиперактивный ребенок — ошибка воспитания или диагноз?
[ ] 03.06.2009, 11:19

Олеся, мама пятилетнего Костика жалуется: «Это не ребенок, это стихийное бедствие! За 2 минуты успевает перевернуть весь дом, расплакаться, покатиться со смеху, поиграть, порисовать, помучать кота, поставить на уши всю семью…». По мнению бабушек, родители недостаточно строго воспитывают внука, потому-то он и «отбился от рук». Вот только, чтобы повлиять на Костю, его нужно сначала поймать. А это не так-то просто. Потому что Костя — не разбалованный капризуля. Он — гиперактивный ребенок.

Бытует ошибочное мнение, что гиперактивность – следствие родительских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка, которая на медицинском языке называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такой малыш – особенный и требует особого подхода.

Особое внимание

Прежде чем вникать в подробности столь популярного по нынешним временам диагноза, давайте разберемся в главных понятиях. Что же обозначают эти загадочные аббревиатуры

  • СДВ, СДВГ, которые могут появиться в карточке супер-мегаактивного ребенка после визита к невропатологу?
  • СДВ – синдром дефицита внимания. Это значит, что ребенку сложно сконцентрироваться на каком-то занятии или предмете, он очень легко отвлекается, не в состоянии выбирать, на чем в данный момент нужно сосредоточиться, даже если понимает и старается выполнить задание. Именно про такого ребенка говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело».
  • СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Малыш испытывает сложности не только там, где нужно сосредоточиться на важном деле. Его эмоции такие же подвижные и «неудержимые». Он импульсивен, испытывает постоянную потребность активно двигаться — то есть классическое «шило в попе».

Ребенка с СДВГ сложно не заметить — он перебивает любой разговор, может ввязаться в драку, даже не понимая, зачем это делает. Если нужно какое-то время спокойно посидеть или постоять, для него эта задача невыполнима – он будет ерзать и подпрыгивать; ему очень сложно дождаться своей очереди в игре и т.д. На то он и гиперактивный! А вот малыша с СДВ часто принимают за мечтателя, который «парит в облаках» своих фантазий. Поскольку он гораздо спокойнее и тише, на эту проблему взрослые могут не обращать внимания и даже радоваться покладистости ребенка, правда, несколько переживая из-за его рассеянности.

Что нужно помнить родителям о СДВ?

1. Эта проблема, требующая совместных действий невропатолога, психолога и родителей.
2. Нельзя относиться к такому ребенку, как к непослушному и упрямому. Он сам страдает от расстройства внимания, и не может «взять себя в руки».
3. СДВ — отнюдь не повод снимать с себя всякую ответственность за развитие малыша. Вы можете скорректировать поведение ребенка и помочь ему адаптироваться в этом мире.

Почему так?

Ученые пока не установили точно, что именно вызывает синдром дефицита внимания. Считается, что в основе его лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это значит, что отдельные участки головного мозга, отвечающие за внимание и самоконтроль, у такого ребенка работают не так слаженно, как должны в идеале.
Спровоцировать появление ММД могут следующие факторы:
  * наследственность — многие родители гиперактивных детей вспоминают, что в детстве им тоже приходилось несладко из-за неусидчивости, рассеянности и т. д.;
* особенности протекания беременности — влияние вредных факторов на развитие малыша (кислородное голодание плода, курение мамы, неблагоприятная экология);
* особенности рождения ребенка — затяжные или стремительные роды, родовая травма;
* черепно-мозговая травма — банальное «упал с табуретки» может нарушить «тонкие настройки» мозга малыша;
* неправильное питание ребенка — чем больше в нем искусственных красителей,  ароматизаторов и консервантов и т. д., тем вероятнее появление химического дисбаланса в нервной системе.

Лечением ММД занимается специалист-«мозговед», то есть невролог. К нему и следует отправиться с малышом, если вы подозреваете синдром дефицита внимания.

Инструкция для родителей

Витамины и лечебные препараты, прописанные доктором, — это хорошо. Но они лишь готовят «почву» для того, чтобы мы помогли малышу освоить те умения, которых ему так не хватает. Это можно сделать в самой доступной и легкой для ребенка форме — игровой. Именно так и сами родители должны воспринимать занятия. Не волнуйтесь, если поначалу вам покажется, будто ничего не выходит. Проблема дефицита внимания появляется не за один день. Значит, ее решение тоже требует времени. Если вы начнете прямо сейчас, к осени – а значит, к школе — вы сможете добиться заметных результатов.
Итак, что нужно для того, чтобы ребенок успешно общался со сверстниками и взрослыми, а также имел возможность получать нужные знания?

  • Развить внимание, помочь ему научиться по своему желанию удерживать его на нужном объекте и переключать по мере необходимости.
  • Улучшить самоконтроль — держать себя в руках, самому решать, когда можно действовать, а когда стоит подождать.
  • Научиться расслаблению, чтобы справляться с потребностью в постоянном движении и отдыхать.
  • Научиться планировать свои действия и следить за их выполнением.

Что? Где? Когда?

Как раз на эти вопросы и отвечает наше внимание. Это функция психики, которая действует следующим образом:
- «ловит» в окружающем мире тот объект, который в данный момент для нас наиболее важен (произвольная избирательность внимания);
- направляет всю работу нервной системы именно на него (концентрация);
- одновременно с этим анализирует другие сигналы от окружающего мира, чтобы не пропустить остальную важную информацию (распределение).
Иными словами, внимание — это следопыт, который ведет нас к цели по нужной тропинке в лесу информации, не позволяя сбиваться с пути. У ребенка с СДВ внимание напоминает веселого щенка, который скачет то здесь, то там, от одной игрушки к другой. Что ж, будем «дрессировать»! В этом нам помогут такие игры:

«Корректор»
  Кто такой корректор? Это очень важный человек в издательстве! Именно он следит за тем, чтобы в любимых книжках и журналах не было ошибок и опечаток. Предложите ребенку поиграть в корректора. Дайте ему страницу распечатанного текста (размер шрифта — не менее 12) и яркий фломастер. Договоритесь, какая буква будет считаться неправильной. Пусть для начала это будет, например, «О». Задача корректора – найти и зарисовать все-все «ошибки». Затем главный редактор, то есть мама, проверит его работу. Очень важно похвалить и наградить старания корректора, при этом обращая внимание на количество правильно зачернутых букв (то есть говорим «Ты молодец, сегодня 5 из 10 правильно!» вместо «Ай-яй-яй, ты сделал половину неправильно!»). Постепенно добавляйте количество «ошибочных» букв, чтобы ребенок искал не только «О», но и «М», затем – еще и «Ц» и т. д.

«Пиратский клад»
Все дети обожают подарки. Но найти игрушку или угощение гораздо интереснее, чем просто получить! Итак, мама или папа берут «сюрприз» и прячут его в комнате на поверхности, но так, чтобы его нельзя было сразу заметить. Например, за стеклянной дверцей буфета, в тени от вазы с цветами и т. д. (но не в шкафчик или под кровать). Задача малыша — отыскать «клад» только взглядом. Для начала берите «клад» покрупнее, и постепенно уменьшайте его размер.

«Непослушный леденец»
Для этой игры понадобится взрослый (мама, папа, бабушка, дедушка…) и конфета на палочке. Возьмите конфету зубами за палочку, так, чтобы сладкая часть торчала наружу. Посадите ребенка на колени лицом к себе. Его задача — слизать леденец. Ваша — сделать этот леденец непослушным, то есть вертеть своей головой. Это не только «вкусная», но и очень смешная игра!

Бонус. Помимо этих «специальных» игр развитию внимания способствуют настольные игры, особенно собирание головоломок и конструкторов. Все дети в 5-6 лет любят помогать маме — воспользуйтесь этим! Предложите ребенку перебрать гречневую или рисовую крупу, разложить по кучкам мелкие пуговицы. Эти занятия также развивают мелкую моторику, которая гиперактивным деткам дается несколько сложнее.

Приручаем самоконтроль

Есть старый анекдот: «Мальчик, как тебя зовут? – Вова Перестань!». Именно эту проблему гиперактивных малышей хорошо описал один из героев всем известной книги Корнея Чуковского «От двух до пяти»: «Драка так и лезет из меня!». И не только драка — также беготня, прыганье, топанье и хлопанье, обгрызание карандашей и многое другое… Кажется, что энергии одного такого ребенка хватило бы на пятерых «стандартных». Правда, управлять ею очень и очень сложно — вот и получается, что во время спокойных занятий малыш и рад бы перестать ерзать попой на стуле, да не может – сразу нога топать начинает… Чтобы ваш ребенок не превратился в анекдотического Вову, поможем ему развить контроль своей подвижности и опять-таки — потренировать внимание. И все это играючи!

«Море волнуется»
Все мы с детства знаем эту чудесную игру. Ее преимущество для наших занятий в том, что она дает возможность малышу не только развивать силу воли и произвольно задерживать свои движения, но и «сбросить» напряжение в промежутке, двигаясь как угодно. Для тех, кто забыл, напоминаем правила. Ведущий медленно произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» — в это время дети могут делать все что угодно. Затем следует быстрая команда: «Морская фигура, замри!». Игроки должны замереть в какой-то позе. Кто не успел — получает штрафной «балл».

«Великаны-карлики»
Для этой игры нам понадобится небольшая компания — три-четыре человека. Объясните игрокам, что вы пришли в волшебный лес на поиски сокровищ. Здесь искателей приключений подстерегают разные опасности и испытания — то в нору протискиваться нужно, то через огромный овраг перешагивать. Но вы тоже не промах, а самые что ни на есть волшебники — умеете расти и уменьшаться по мановению волшебной палочки (ее роль может выполнять все, что угодно). Встаньте в круг и по команде ведущего «Мы идем, идем, идем…» топайте ногами, бегите на месте, подпрыгивайте. Затем ведущий неожиданно произносит: «Карлики!» — и все должны быстро присесть на корточки. Если ведущий командует «Великаны» — мы, наоборот, потягиваться вверх и встать на носочки. Кто лучше всех справится с заданием и ни разу не ошибется, и будет тем счастливчиком, который найдет клад.

«Тише, мыши!»
Гиперактивные детки часто с трудом регулируют свою речь: говорят очень быстро и громко. Следующая игра поможет научиться контролировать свою речь. Договоритесь с ребенком, что в течение следующего часа к вам в гости могут заглянуть волшебные мышки-невидимки — конечно же, с подарком. Но эти мышки очень боятся резких звуков и шума. Заранее припрячьте приятный сюрприз (баночку йогурта,мелкую игрушку). Предупредите ребенка: «Кажется, скоро к нам заглянет мышка! По моему сигналу нужно разговаривать очень тихо и медленно, чтобы не спугнуть ее!». Займитесь своими делами, но периодически делайте заговорщический вид, прижимайте палец к губам и шепчите: «Тише, мыши!». Если сын или дочурка будут внимательны к пожеланию мышки, она, конечно же, оставит им подарок.

Бонус. Замечательный эффект для развития самоконтроля дает посещение малышом спортивной секции. Выбирайте такие занятия, которые сочетают в себе необходимость концентрации и возможность «выпустить пар». Отличные варианты — плавание, айкидо, тайквондо, капоэйра.

Кыш, напряжение!

Гиперактивный ребенок похож на натянутую струну — малейшего стимула достаточно для того, чтобы он «разошелся» во всю. Он может сильно уставать и морально, и физически от своей сверхподвижности, но не всегда в состоянии сам себя «притормозить». Давайте научим его простым методикам расслабления. Конечно, игровым.

Теплый дождик
Посадите или уложите малыша. Напомните, как приятно в летнюю жару попасть под ласковый дождик. Сейчас мама будет как раз этим дождиком — очень нежно  «побарабаньте» подушечками пальцев сначала по макушке, потом — по всей голове, по лбу и щечкам. Затем «дождик» помоет плечи, ручки и спинку, попку, и наконец – ножки. Приговаривайте ласково: «Теплый дождик умывает, очень скоро перестанет! Будет солнышко светить, будет Ванечку сушить». Постепенно предлагайте малышу самому побыть для себя дождиком.

Насос и мячик
Предложите ребенку такую забаву: пусть он будет «мячиком», а мама его «накачает» воздухом. Сначала мячик сдутый, совсем как тряпочка (руки-ноги расслаблены, голова опущена, спина согнута). Постепенно насос добавляет и добавляет воздуха (сделайте вид, будто работаете поршнем), а мячик раздувается, раздувается! В это время малыш выпрямляется, растопыривает руки и ноги, надувает щеки и живот. Ой-ой-ой, кажется, сейчас лопнет! Нужно быстро сдуть его! «Выдерните» шланг, и мячик быстро сдуется и даже упадет на ковер…

Бонус. Нервная система гиперактивного малыша подвергается гораздо большей нагрузке, чем обычно. Очень важно, чтобы у нее была возможность полноценно восстанавливаться. Несложные, но важные условия:
- за 2 часа до сна только спокойные игры и занятия. Вместо телевизора – сказка из маминых-папиных уст;
- хорошо проветренная детская;
- пробуждение — не по будильнику или вскрику: «Ой, мы опаздываем!!!». Гораздо лучше – несколько минут гладить ребенка по спинке, нежно помассировать ушки, помочь сделать «потягушки» и только тогда поднять с постели.

Шаг за шагом

Следующий навык, которую мы поможем развить малышу — это планирование и контроль своих дел. Проблема детей с СДВ в том, что им сложно выполнять какие-то действия, требующие нескольких «шагов» — они перескакивают с одного дела на другое. Что можно предпринять? Играть!

«Комикс»
В основу этой забавы мы возьмем сюжет любимой истории или сказки ребенка. Например, про Красную Шапочку. Нарисуйте 5-6 картинок, которые соответствуют основным моментам истории (прощание с мамой; прогулка по лесу; встреча с Волком; вместе с бабушкой в животе у Волка; Красная Шапочка и бабушка благодарят охотника). Предложите малышу расположить эти картинки по порядку и рассказать историю, которая плучается в результате. Постепенно усложняйте задание, создавая комикс не на основе хорошо знакомых сказок, а повседневных занятий, например – одевания.

«Шпаргалка»
Выберите два-три задания для ребенка, которые он обязательно должен сделать в течение дня. Например, позвонить бабушке и нарисовать картинку для детского сада. Выделите в квартире место для «Доски объявлений» (например, на холодильнике). Прикрепите на нее бумажку с образным напоминанием того, что нужно сделать — в нашем случае это изображение телефона и кисточки для рисования. Когда малыш выполнит задание, он должен обвести фломастером свою «шпаргалку».

«На раз-два-три!»
Гиперактивным детям часто приходится по десять раз напоминать: «Погаси свет в ванной», «Причешись» и т.д. Чтобы привить автоматические навыки и закрепить их, несколько раз проделайте вместе с ребенком нужное действие, сопровождая запоминающейся считалкой. Например: «Раз — из ванной выхожу. Два — на стенке кнопку нахожу. Три — выключатель нажимаю, лампу в ванной выключаю!». Пусть ваши стихи будут несколько «корявенькими» — главное, чтобы они легко запоминались и сопровождались позитивными эмоциями. 

Бонус. Умение планировать собственные действия очень важно не только для выполнения учебных задач, но и для…безопасности ребенка. Гиперактивным детям часто свойственно повышенное желание рисковать, потому что им не всегда легко предвидеть последствия своих действий. И корни этой проблемы…в семье. Если сегодня мы ложимся в 9, а завтра — в 12 ночи; если кушаем то в кухне, то за компьютером, а то и вовсе на бегу; если дома не просто «художественный», а жуткий беспорядок — тем сложнее ребенку формировать самоконтроль («если я сделаю это, последствия будут такими»). Ведь он привык, что в этом мире все очень непредсказуемо! Предсказуемость отыщется в родительском примере…

Как видите, все перечисленые игры не предполагают больших затрат времени, финансов и усилий. А вот чувство юмора и желание заняться не только полезным, но и приятным делом – наши главные помощники в преодолении гиперактивности!

Охотник в мире собирателей

Не стоит рассматривать гиперактивность только как недостаток. Дети и взрослые с СДВ и СДВГ имеют некоторые преимущества перед размеренными и последовательными ровесниками. Согласно одной из современных теорий, люди с гиперактивностью ведут себя так, как подобает «охотнику» — в противовес медлительным и упорным «собирателям». Они быстро принимают решение, готовы моментально отреагировать на изменение ситуации, способны идти «по горячим следам» какого-то события,  легко генерируют нестандартные идеи и сразу воплощают их в жизнь. Так что не боритесь со своим ребенком, а помогайте развивать и сильные, и слабые стороны!

Анна Рымаренко,
психолог центра «Азбука для родителей»
www.roditeli.com.ua

По материалам журнала "Мой ребенок".

Категория: В помощь родителям | Добавил: julser
Просмотров: 1131 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Меню сайта

Категории каталога
Для кормящих мам [4]
На досуге [1]
В помощь родителям [14]

Друзья сайта

Работа в Интернете

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Сайт создан в системе uCoz